Геодезические и геологические работы, экологические исследования и гидрогеология

Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

при выборе площадки, разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов.

Министерство Экологии и Природопользования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РУКОВОДСТВО

от 1 января 1992 года

по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство разработано: (а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*;

----------------

* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной стоимости и функционального назначения, если другое не оговорено законодательством РСФСР.

( б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико- экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;

(в) в дополнение к действующим нормативно - правовым и инструктивно - методическим документам, регламентирующим проектирование с учетом требований природоохранительного законодательства Российской Федерации*;

----------------

* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.

(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года (Финляндия);

(д) Управлением экологических нормативов и методического обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР;

предназначено для:

(а) организаций - заказчиков проектной документации (инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий реализации намечаемой деятельности;

(б) организаций - разработчиков проектной документации (подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;

(в) органов государственного контроля (и надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды;

(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОС;

(д) заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов и результатов ОВОС на всех стадиях проектирования;

(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет; определяет: (а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений;

(б) принципы ОВОС;

(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;(г) порядок проведения общественных слушаний;

(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;

(е) порядок оформления результатов ОВОС.

1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:

(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;

(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую среду до незначимого или приемлемого уровня.

1.3 Понятия, термины и определения

1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:

---------------- * Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития.

(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;

(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде;

(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;

(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков каждой альтернативы.

1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.

1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта.

1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности.

1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.

1.4. Принципы ОВОС

(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных, экономических и других показателей проектных предложений;

(2) альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;

(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования;

(4) доступность информации по проектным решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;

(5) ответственность заказчика ( инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству. Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).

2. Ответственность участников проведения ОВОС

2.1. Заказчик несет ответственность за:

(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;

(2) учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;

(3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).

2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:

(1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля;

(2) общественных слушаний проектного замысла.

2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического анализа.

2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую.

2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за:

(1) соблюдение всех процедур ОВОС;

(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.

2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации. 2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

3. Общий порядок проведения ОВОС

3.3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое:

(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности;

(б) представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления. ---------------- * Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:

(1) заказчиком намечаемой деятельности;

(2) подрядчиком (разработчиком);

(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС.

3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований. 3.3.5. Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.

3.3.6. Доработка технико-экономического обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или комплекса.

3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях, исходя из сформированного понимания экологических и связанных с ними последствий ее осуществления. 4. Разработка "проекта ЗВОС"

4.1. "Проект ЗВОС" - это документ, предназначенный для:

(1) заказчика проектной документации;

(2) государственных органов: (а) власти; (б) управления (в том числе в области регулирования природопользования); (в) контроля (в том числе органов экологического контроля).

4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:

(1) обоснования проектного замысла с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности и возможных площадок для ее осуществления;

(2) выбора принципиальных инженерных, технологических, архитектурно - планировочных и других проектных решений в рамках намечаемой деятельности;

(3) получения условий на проектирование в органах власти, государственного управления и контроля.

4.3. Разработка "проекта ЗВОС" осуществляется для каждой возможной площадки и включает:

4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об основных особенностях окружающей среды на территории в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности.

4.3.2. Обоснование необходимости и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.

4.3.3. Выявление возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом.

4.3.4. Определение и характеристика основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.

4.3.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам.

4.3.7. Разработка программ изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности.

4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят следующие разделы:

4.4.1. Описание основных особенностей окружающей среды*, касающихся: ---------------- * Описание должно касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки. Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших специальных исследований и изысканий.

(1) существующих источников антропогенного воздействия, оказывающих значительное влияние на окружающую среду;

(2) состояния: (а) атмосферного воздуха; (б) поверхностных и подземных вод; (в) почв; (г) недр; (д) растительного и животного мира; (е) визуального качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант; (ж) материальных и культурно - исторических памятников.

(3) социально - экономических аспектов: (а) инфраструктура; (б) занятость населения и ее формы; (в) связь; (г) демография; (д) жилищный фонд и т.д.

4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок, в том числе:

(1) описание целей, характера, средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности;

(2) описание возможных альтернатив, включая: (а) варианты территориального размещения намечаемой деятельности в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных альтернатив); (б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности при сохранении существующего характера использования возможных площадок);

4.4.3.Описание возможных принципиальных вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом, в том числе:

(1) инженерных;

(2) технологических;

(3) архитектурно-планировочных и т.д.

4.4.4. Описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые имеются) по следующим основным вариантам проектных решений:

(1) источники воздействия, как: (а) элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование которых является причиной изменений окружающей среды; (б) новые материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей среде; (в) предприятия и объекты, функционирование которых связано со строительством проектируемого объекта; (г) следы хозяйственной деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки и т.д.); (д) удаление существующих материальных объектов;

(2) виды воздействия, определяющиеся: привносом в окружающую среду: (а) химических веществ; (б) радиоактивных веществ и излучений; (в) шума и вибраций; (г) тепла; (д) электромагнитных излучений; (е) визуальных доминант и т.д.;

изъятием из окружающей среды различных: (а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных); (б) вод ных ресурсов; (в) ресурсов флоры и фауны; (г) полезных ископаемых; (д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и резервных); (е) местообитаний популяций ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства, миграции и т.д.); (ж) культурных, исторических и природных памятников; (з) визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта и т.д.;

(3) характеристики воздействия, определяемые через следующие показатели: (а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом возможности проявления через определенный промежуток времени); (б) интенсивность (величина воздействия на единицу времени); (в) уровень (величина воздействия на единицу площади или объема); (г) продолжительность; (д) временная динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при аварийных режимах и т.д.); (е) пространственный охват (площадь распространения); (ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору опасных производств и предприятий);

(4) основные объекты воздействия: (а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны); (б) население, попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной зоны предприятия); (в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат, ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты или взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной зоны предприятия); (г) социально-экономические условия жизнедеятельности населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную инфраструктуру, этнические особенности и т.д.

4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий по основным вариантам проектных решений ( краткие экспертные оценки):

(1) воздуха;

(2) поверхностных и подземных вод;

(3) почв;

(4) недр;

(5) растительного и животного мира;

(6) качества ландшафта, в том числе для визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников.

4.4.6. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных воздействий по основным вариантам:

(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д. 4.4.7. Программы изысканий и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления намечаемой деятельности*. ---------------- * Приводятся программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности. 5. Представление и рассмотрение "проекта ЗВОС" 5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми участниками проведения ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение в государственные органы власти, управления и контроля для получения условий* на дальнейшее проектирование. --------------- * Наряду с техническими условиями, выданными компетентными органами. 5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций оценки предполагаемых экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности. 5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:
(1) в государственных органах контроля в целях определения:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) перечня условий по выполнению нормативных и других требований, соблюдение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности на возможных площадках;
(в) степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду;
(2) в государственных органах
(территориального) управления в целях:
(а) полноты охвата проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) определения принципиальной возможности и приемлемости предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности, в зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций использования территории в целом;
(в) перечня условий территориального развития, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(г) подготовки проекта решения государственного органа власти об условиях дальнейшего проектирования;
(3) в органах власти в целях:
(а) рассмотрения оценок и предложений всех заинтересованных сторон
(заказчика, государственных органов контроля и управления) по поводу выдвинутых условий дальнейшего проектирования на возможных площадках*; ---------------- * Только в случае наличия существенных разногласий между участвующими сторонами
(заказчиком, государственными органами контроля и управления).
(б) принятия решения о перечне условий*, выполнение которых, как минимум, необходимо при дальнейшем проектировании на возможных площадках. ---------------- * В перечень условий, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании, могут быть включены:
(1) существующие ограничения, связанные:
(а) с правовым статусом территории;
(б) с природной и техногенной обстановкой;
(2) дополнения к программам изысканий и исследований, в том числе по моделированию и прогнозированию процессов и обстановки для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности на возможных площадках;
(3) решение о нецелесообразности продолжения проведения последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду. 6. Разработка заданий на проектирование, изыскания, исследования Основой заданий на проектирование, изыскания и исследования являются: 6.1. Принципиальные проектные решения по возможной реализации намечаемой деятельности на территории*, рассмотренные в "проекте ЗВОС". ---------------- * В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой заказчиком получены необходимые условия для проектирования. В случае, если проектирование ведется для нескольких площадок, то все остальные этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из них. 6.2. Программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности. 6.3. Перечень условий, сформированных по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля. 7. Разработка ЗВОС 7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в процессе проектирования и предназначенный для:
(1) заказчика намечаемой деятельности;
(2) государственных органов власти, управления и контроля;
(3) профессиональных сообществ;
(4) экологически ориентированной общественности;
(5) населения региона предполагаемой реализации намечаемой деятельности. 7.2. Основной целью разработки ЗВОС является создание "предмета обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности, а также для выявления и последующего обсуждения всех реальных и разумных альтернатив проекту. 7.3. ЗВОС разрабатывается:
(1) на основе "проекта ЗВОС";
(2) по результатам выполненных:
(а) изысканий
(инженерно-геологических, гидрогеологических, почвенных, растительного и животного мира, социологических, историко-культурных и т.д.);
(б) научных исследований;
(3) с учетом условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля. 7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов, аналогичных "проекту ЗВОС", содержание которых должно быть существенно расширено, дополнено и конкретизировано по результатам изысканий, исследований и выполнения условий на проектирование, выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля. При этом имеются следующие принципиальные отличия:
(1) не приводится обоснование выбора территориального размещения намечаемой деятельности;
(2) анализируются возможные аварийные ситуации с позиций их предполагаемых экологических и связанных с ними последствий и меры по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий, а также оценивается
(предпочтительно расчетным путем) степень риска возникновения возможных аварийных ситуаций;
(3) приводятся результаты прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов и факторов окружающей среды
(согласно перечню условий на проектирование). 7.5. В соответствии с процедурой ОВОС "Заявление о воздействии на окружающую среду" представляется Заказчиком для "Общественных слушаний". 8. Общественные слушания ЗВОС 8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в целях:
(1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности или разрабатываемом проекте;
(2) выявления всех заинтересованных сторон
(общественных экологически значимых позиций);
(3) организации обмена информацией, который может продолжаться на дальнейших стадиях подготовки и реализации проектных замыслов;
(4) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними последствий;
(5) поиска взаимоприемлемых решений
(для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности;
(6) корректировка проектных решений по осуществлению намечаемой деятельности. 8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно организуются в районе осуществления намечаемой деятельности
(в случаях ненаселенности выбранной территории - в любом доступном месте по согласованию со всеми заинтересованными сторонами). 8.3. Для достижения поставленных целей могут применяться следующие способы работы с общественностью:
(1) публикование проектных предложений в средствах массовой информации - газеты, радио, телевидение;
(2) информационные листы и бюллетени;
(3) опросы общественного мнения;
(4) публичные слушания;
(5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика ОВОС с общественностью
(народными депутатами, представителями комитетов самоуправления и т.д.);
(6) неформальные встречи с небольшими группами местных жителей;
(7) семинары;
(8) совещательные комитеты;
(9) оперативные группы и т.д. 8.4. Общественные слушания включают следующие этапы: 8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях. Общественные слушания ЗВОС начинаются с уведомления, подразумевающего информирование общества через средства массовой информации и любым иным документально подтверждаемым путем по поводу:
(а) намечаемой деятельности и
(или) разрабатываемом проекте;
(б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений. Информация на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый общий характер. Основным требованием к уведомлению является охват всех потенциально заинтересованных сторон, включая:
(а) государственные органы власти, управления и контроля
(преимущественно местные);
(б) профессиональные сообщества;
(в) экологически ориентированную общественность;
(г) население региона предполагаемого осуществления намечаемой деятельности. 8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС. Представление ЗВОС, в том числе:
(1) проектных предложений;
(2) описание состояния окружающей среды "без проекта";
(3) результатов прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей среды
(согласно перечню условий на проектирование);
(4) результатов анализа возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения и предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации последствий. 8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях. На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС проводится в соответствии с его содержанием
(см. п.7.4 и п.4.4) и на основе сформированного понимания существующего состояния окружающей среды и представленного содержания ЗВОС. 8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний". Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает все замечания заинтересованных сторон по поводу возможных последствий осуществления намечаемой деятельности с целью отбора значимых предложений и проводит их классификацию по условиям реализации. 8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний. Если требуется, заказчик приостанавливает общественные слушания с целью внесения изменений и дополнений разработчиком в проектные предложения по результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний" или проведения дополнительных исследований и изысканий. При этом заказчик осуществляет поиск взаимоприемлемых решений
(для всех общественных позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности. 8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний. После доработки проектных материалов, включая меры и мероприятия по компенсации ущерба от неустранимых экологических и связанных c ими последствий, возобновляются общественные слушания для выявления других, ранее непредвиденных последствий. Общественные слушания могут быть вновь приостановлены до внесения необходимых изменений в проектные решения. 8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных слушаний. В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов Заказчик и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной площадке, исходя из экологических и связанных с ними последствий ее осуществления, на представленных и зафиксированных условиях. 9. Доработка технико-экономического обоснования строительства объекта 9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по выполнению условий и требований, выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС, Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки осуществления намечаемой деятельности*. ---------------- * Оформление заказчиком Акта выбора площадки осуществляется в установленном порядке оценки воздействия на окружающую среду или если проектные решения на этой стадии существенно отличаются от принятых в ТЭО. 9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой деятельности, выдвигаемых заинтересованными сторонами, участвующими в процессе оформления Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия передаются общественности для контроля за их выполнением Заказчиком. 9.3. Доработка и оформление ТЭО. 10. ОВОС при разработке проектов строительства 10.1 При разработке проекта
(рабочего проекта) строительства нового, реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства ОВОС проводится в тех случаях, когда разработка ТЭО строительства этих объектов осуществлялась без проведения. 10.2. ОВОС при разработке проектов строительства новых предприятий, пункт размещения которых намечен в предплановых документах, проводится в соответствии с настоящим Руководством. 10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции, технического перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного цеха или производства проводится в соответствии с настоящим Руководством за исключением рассмотрения альтернатив по территориальному размещению объекта. 11. Оформление результатов проведения ОВОС 11.1. Основные выводы по возможности осуществления намечаемой деятельности с учетом вероятных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий ее реализации излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или проекту строительства объекта в виде "Заявления об экологических последствиях"
(ЗЭП), которое должно содержать:
(1) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС:
(а) руководитель работ;
(б) координатор;
(в) специалисты, ответственные за технические разделы;
(г) специалисты, ответственные за экологические и социальноэкономические разделы.
(2) основные результаты исследований, выполненных на всех этапах проведения ОВОС:
(а) цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;
(б) технологический анализ проектных предложений;
(в) анализ природных условий территорий и существующей антропогенной нагрузки;
(г) анализ и оценка источников и видов воздействия;
(д) выявление экологически значимых общественных позиций;
(е) прогноз изменений окружающей среды по экологически значимым позициям;
(3) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний ЗВОС;
(4) экологические последствия воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые проектными решениями;
(5) обязательства Заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия. 11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС, оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который содержит:
(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4 настоящей инструкции;
(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля;
(в) программы изысканий и научных исследований, подготовленных на основании перечня условий для проектирования, сформированных по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС";
(г) "Заявление о воздействии на окружающую среду"
(ЗВОС) в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего Руководства;
(д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний" в соответствии с разделом 8 настоящего Руководства;
(е) характеристика мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по предотвращению возможных отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной площадке;
(ж) описание мер по организации мониторинга проекта строительства будущего объекта, включая участие общественности. 12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов 12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному заказу, представляются в органы государственной экспертизы. 12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного заказа, представляются на экспертизу финансовых органов, осуществляющих финансирование их разработки и реализации. 12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами деятельности негосударственных форм собственности, а также по решению Минэкологии России в отношении объектов государственного заказа и вне его, представляются заказчиками на государственную экологическую экспертизу. 12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при наличии раздела ОВОС;
(б) проверка выполнения требований процедур ОВОС при обосновании намечаемой деятельности в соответствии с настоящим Руководством. 12.5 Дополнительными задачами государственной экологической экспертизы являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой деятельности, могущей привести к значительным экологическим, экономическим, социальным и другим отрицательным последствиям ее осуществления независимо от форм собственности по просьбе заинтересованных сторон;
(б) анализ результатов экспертизы и подготовка предложений по экологическому нормированию осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории;
(в) разработка инструктивно-методической и нормативно-технической документации по проведению ОВОС. Приложение 1 к Руководству ПЕРЕЧЕНЬ инструктивно-методических материалов по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных в отраслях промышленности и согласованных Госкомприродой СССР по состоянию на 1 января 1992 года 1. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских месторождений углеводородов
(ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД 39-018-90. 2. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов для освоения месторождений углеводородного сырья
(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой СССР 18 декабря 1990 года. 3. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов
(рабочих проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и техническог о перевооружения действующих металлургических предприятий
(ОВОСмет). Утверждена Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 30 мая 1991 года. 4. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий по добыче и обогащению асбеста
(ОВОСасбестпром). Утверждена Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн "Асбест" 18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18 апреля 1991 года. 5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий угольной промышленности
(ОВОСуголь). Утверждена Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 31 мая 1991 года. 6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения
(ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года. 7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности
(ОВОСхимпром). Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года. 8. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий целлюлозно-бумажной промышленности
(ОВОСлеспром). Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 25 марта 1991 года. 9. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду проектируемых предприятий
(производств) при разработке ТЭО
(ТЭР) и проектов
(рабочих проектов) на их строительство
(расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной агрохимической ассоциацией
(Агрохим) 30 октября 1991 года. Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября 1991 года. 10. Временные отраслевые правила
(инструкция) о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке ТЭО
(ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения железных дорог и средств транспорта
(ОВОСЖТ). 11. Временные требования к структуре и содержанию раздела ТЭО, проекта строительства атомной станции: оценка воздействия атомной станции на окружающую среду. Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11 сентября 1990 года. 12. Методические указания по эколого-экономической оценке воздействия на окружающую среду объектов гражданской авиации. Утверждены Министерством гражданской авиации 20 ноября 1991 года. 13. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения тепловых электрических станций. Согласована Управлением экологических нормативов и методического обеспечения Государственной экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря 1991 года. Приложение 2 к Руководству ПЕРЕЧЕНЬ видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме* ---------------- * Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Составлено в Эспо
(Финляндия), 25 февраля 1991 года. 1. Нефтеочистительные заводы
(за исключением предприятий, производящих только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами
(за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки). 3. Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии. 5. Установки для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000 тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с годовым производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении других видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в год. 6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных дорог*, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более. ----------------

Яндекс цитирования