Руководство по проведению
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
при выборе площадки, разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции,
расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов
и комплексов.
Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РУКОВОДСТВО
от 1 января 1992 года
по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при
выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и
проектов строительства (реконструкции, расширения и технического
перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство разработано: (а) для методического
обеспечения проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*;
----------------
* В том числе, при подготовке материалов по выбору
площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства
(расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных
объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной
стоимости и функционального назначения, если другое не оговорено
законодательством РСФСР.
( б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико- экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных
объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая
1990 года, а также отраслевых нормативных документов о порядке проведения
ОВОС, приведенных в приложении 1 ;
(в) в дополнение к действующим нормативно - правовым
и инструктивно - методическим документам, регламентирующим проектирование
с учетом требований природоохранительного законодательства Российской
Федерации*;
----------------
* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.
(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой
странами Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991 года
(Финляндия);
(д) Управлением экологических нормативов и методического
обеспечения экспертизы Государственной экологической экспертизы
Минприроды РСФСР;
предназначено для:
(а) организаций - заказчиков проектной документации
(инициаторов деятельности), представляющих гарантии обществу по
предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий
реализации намечаемой деятельности;
(б) организаций - разработчиков проектной документации
(подрядчиков), представляющих гарантии заказчикам по обеспечению
экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;
(в) органов государственного контроля (и надзора)
в области природопользования и охраны окружающей среды;
(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых
к проведению ОВОС;
(д) заинтересованных общественных
организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов
и результатов ОВОС на всех стадиях проектирования;
(е) подразделений ведомственной
и вневедомственной экспертизы проектов и смет; определяет: (а) назначение
ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений;
(б) принципы ОВОС;
(в) ответственность за организацию
и проведение ОВОС;(г) порядок проведения общественных слушаний;
(д) процедуры ОВОС при разработке
проектной документации;
(е) порядок оформления результатов
ОВОС.
1.2. Главной целью введения ОВОС
в процесс проектирования является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения
всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического
и социального характера, связанных с хозяйственным развитием;
(г) выработке эффективных мер по
снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий на окружающую
среду до незначимого или приемлемого уровня.
1.3 Понятия, термины и определения
1.3.1. Оценка воздействия на окружающую
среду* (ОВОС) - это:
---------------- * Понятие "окружающая
среда" при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну,
почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и
другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами.
Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через
изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического
и культурного развития.
(1) выявление, анализ, оценка и
учет в проектных решениях:
(б) изменений в окружающей среде,
как результатов этих воздействий;
(в) последствий для общества, к
которым приведут изменения в окружающей среде;
(2) выявление, анализ и сравнение
всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности)
на основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;
(3) форма, в рамках которой заказчик
представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки
проектного замысла на различных стадиях проектирования;
(4) инструмент принятия решений;
результаты ОВОС должны представлять ясную картину изученных альтернативных
возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной
социально-эколого-экономической оценкой преимуществ и недостатков
каждой альтернативы.
1.3.2. Воздействие понимается как
единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса
или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.
1.3.3. Изменение принимается как
перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах
или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.
1.3.4. Последствие понимается как
осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой)
изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни
этого субъекта.
1.3.5. Общественные слушания -
это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего
выявлять (предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в
проектных решениях экологические и связанные с ними последствия
реализации намечаемой деятельности.
1.3.6. Процедура понимается как
последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий.
Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса
проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны
быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную
экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.
1.4. Принципы ОВОС
(1) интеграция (рассмотрение во
взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных,
экономических и других показателей проектных предложений;
(2) альтернативность проектных
решений, формирование новых вариантов;
(3) применение ОВОС в качестве
инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования;
(4) доступность информации по проектным
решениям для общественности на самой ранней стадии рассмотрения
проекта;
(5) ответственность заказчика (
инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.
1.5. Проведение процедур ОВОС в
полном объеме является обязательным для видов хозяйственной деятельности,
перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству. Для видов
хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2),
обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии
на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о целесообразности проведения
всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами
власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения
"проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых
воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см. сноску
(3) к п.5.3 (б)).
2. Ответственность участников
проведения ОВОС
2.1. Заказчик несет ответственность
за:
(1) организацию и проведение ОВОС
в процессе проектирования;
(2) учет и представление результатов
ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные
органы контроля;
(3) экологические и связанные с
ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве
новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации
и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование
всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований.
Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах
расходов на разработку предпроектной и проектной документации.
2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию
необходимых:
(1) контактов с государственными
органами власти, управления и контроля;
(2) общественных слушаний проектного
замысла.
2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику
(подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических
и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных
действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга,
анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического
анализа.
2.1.4. Заказчик представляет результаты
проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации
на государственную экспертизу, в том числе экологическую.
2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение
выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации)
всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.
2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной
и проектной документации несет ответственность перед заказчиком
за:
(1) соблюдение всех процедур ОВОС;
(2) достоверность, полноту и качество
полученных результатов проведения ОВОС.
2.3. Организации и специалисты
(субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед
разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество
предоставляемой информации. 2.4. Государственные органы контроля
в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность
перед государственными органами власти и управления за своевременное,
квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной
документации, содержащей результаты проведения ОВОС.
3. Общий порядок проведения ОВОС
3.3.1. Перед началом проектирования
и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается
"Уведомление о намерениях", которое:
(а) содержит информацию о намерениях
Заказчика по характеру намечаемой деятельности;
(б) представляется в государственные
органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения
согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по
развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления.
---------------- * Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком
возможных площадок или землеотводов.
3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:
(1) заказчиком намечаемой деятельности;
(2) подрядчиком (разработчиком);
(3) субподрядчиком - организацией
или специалистами по проведению ОВОС.
3.3. Общий порядок проведения ОВОС
включает следующие этапы:
3.3.1. Разработка проекта "Заявления
о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").
3.3.2. Представление "проекта ЗВОС"
в государственные органы власти, управления и контроля.
3.3.3. Разработка заданий на проектирование,
изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми
по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах
власти, управления и контроля.
3.3.4. Разработка ЗВОС на основе
"проекта ЗВОС", по результатам изысканий и исследований. 3.3.5.
Организация и проведение общественных слушаний ЗВОС.
3.3.6. Доработка технико-экономического
обоснования или проекта строительства хозяйственного объекта или
комплекса.
3.3.7. Принятие заказчиком решения
о возможности и целесообразности реализации намечаемой деятельности
на данной площадке на представленных и зафиксированных условиях,
исходя из сформированного понимания экологических и связанных с
ними последствий ее осуществления. 4. Разработка "проекта ЗВОС"
4.1. "Проект ЗВОС" - это документ,
предназначенный для:
(1) заказчика проектной документации;
(2) государственных органов: (а)
власти; (б) управления (в том числе в области регулирования природопользования);
(в) контроля (в том числе органов экологического контроля).
4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается
в целях:
(1) обоснования проектного замысла
с рассмотрением реальных и разумных альтернатив намечаемой деятельности
и возможных площадок для ее осуществления;
(2) выбора принципиальных инженерных,
технологических, архитектурно - планировочных и других проектных
решений в рамках намечаемой деятельности;
(3) получения условий на проектирование
в органах власти, государственного управления и контроля.
4.3. Разработка "проекта ЗВОС"
осуществляется для каждой возможной площадки и включает:
4.3.1. Сбор и анализ имеющейся
информации об основных особенностях окружающей среды на территории
в районах возможных площадок для осуществления намечаемой деятельности.
4.3.2. Обоснование необходимости
и целесообразности реализации проектного замысла с выявлением, анализом
и оценкой реальных и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности.
4.3.3. Выявление возможных принципиальных
вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом.
4.3.4. Определение и характеристика
основных видов, источников и объектов воздействия по основным вариантам
проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки
изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий
по основным вариантам проектных решений в районах возможных площадок.
4.3.6. Предложения по мероприятиям
для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных
воздействий по основным вариантам.
4.3.7. Разработка программ изысканий
и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления
намечаемой деятельности.
4.4. В состав "проекта
ЗВОС" входят следующие разделы:
4.4.1. Описание основных особенностей
окружающей среды*, касающихся: ---------------- * Описание должно
касаться всех аспектов окружающей среды, которые потенциально могут
быть вовлечены в процедуры ОВОС в качестве предмета анализа и оценки.
Главным требованием, предъявляемым к описанию, является полнота
охвата, а не полнота сведений: описание должно ясно показывать все
недостатки имеющейся информации и указывать области требуемых дальнейших
специальных исследований и изысканий.
(1) существующих источников антропогенного
воздействия, оказывающих значительное влияние на окружающую среду;
(2) состояния: (а) атмосферного
воздуха; (б) поверхностных и подземных вод; (в) почв; (г) недр;
(д) растительного и животного мира; (е) визуального качества ландшафта,
в том числе для визуальных доминант; (ж) материальных и культурно
- исторических памятников.
(3) социально - экономических
аспектов: (а) инфраструктура; (б) занятость населения и ее формы;
(в) связь; (г) демография; (д) жилищный фонд и т.д.
4.4.2. Анализ и оценка реальных
и разумных альтернатив развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок, в том числе:
(1) описание целей, характера,
средств, места и сроков реализации намечаемой деятельности;
(2) описание возможных альтернатив,
включая: (а) варианты территориального размещения намечаемой деятельности
в районах возможных площадок (со сравнительной оценкой рассмотренных
альтернатив); (б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой деятельности
при сохранении существующего характера использования возможных площадок);
4.4.3.Описание возможных принципиальных
вариантов проектных решений в соответствии с проектным замыслом,
в том числе:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных
и т.д.
4.4.4. Описание и характеристика
основных источников, видов и объектов воздействия (если таковые
имеются) по следующим основным вариантам проектных решений:
(1) источники воздействия, как:
(а) элементы основной и вспомогательной технологий, функционирование
которых является причиной изменений окружающей среды; (б) новые
материальные объекты (здания, сооружения и т.д.), размещаемые в
окружающей среде; (в) предприятия и объекты, функционирование которых
связано со строительством проектируемого объекта; (г) следы хозяйственной
деятельности (отвалы, терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки
и т.д.); (д) удаление существующих материальных объектов;
(2) виды воздействия, определяющиеся:
привносом в окружающую среду: (а) химических веществ; (б) радиоактивных
веществ и излучений; (в) шума и вибраций; (г) тепла; (д) электромагнитных
излучений; (е) визуальных доминант и т.д.;
изъятием из окружающей среды различных:
(а) земельных ресурсов (пространственно-территориальных); (б) вод
ных ресурсов; (в) ресурсов флоры и фауны; (г) полезных ископаемых;
(д) агрокультурных ресурсов (плодородных земель, как вовлеченных
в агропроизводство, так и резервных); (е) местообитаний популяций
ценных видов растительного и животного мира (мест воспроизводства,
миграции и т.д.); (ж) культурных, исторических и природных памятников;
(з) визуальных доминант, определяющих характерный облик ландшафта
и т.д.;
(3) характеристики воздействия,
определяемые через следующие показатели: (а) характер (прямое, косвенное,
кумулятивное, синергическое, в том числе с учетом возможности проявления
через определенный промежуток времени); (б) интенсивность (величина
воздействия на единицу времени); (в) уровень (величина воздействия
на единицу площади или объема); (г) продолжительность; (д) временная
динамика (непрерывное, периодическое, кратковременное, только при
аварийных режимах и т.д.); (е) пространственный охват (площадь распространения);
(ж) степень опасности намечаемой деятельности (по действующему классификатору
опасных производств и предприятий);
(4) основные объекты воздействия:
(а) персонал предприятия (включая рабочую и санитарно-защитную зоны);
(б) население, попадающее в зону воздействия (помимо санитарно-защитной
зоны предприятия); (в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат,
ландшафт, исторические памятники, другие материальные объекты или
взаимосвязь между этими компонентами (в том числе в пределах санитарно-защитной
зоны предприятия); (г) социально-экономические условия жизнедеятельности
населения, включая занятость, демографические сдвиги, социальную
инфраструктуру, этнические особенности и т.д.
4.4.5. Экспертные оценки и прогноз
изменений окружающей среды как результатов выявленных воздействий
по основным вариантам проектных решений ( краткие экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2) поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5) растительного и животного мира;
(6) качества ландшафта, в том числе
для визуальных доминант, материальных и культурно-исторических памятников.
4.4.6. Предложения по мероприятиям
для предотвращения или смягчения выявленных возможных неблагоприятных
воздействий по основным вариантам:
(1) инженерных; (2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д. 4.4.7. Программы изысканий
и исследований для проектирования в районах возможных площадок осуществления
намечаемой деятельности*. ---------------- * Приводятся программы
изысканий и исследований для компонентов окружающей среды, существенно
затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности. 5. Представление
и рассмотрение "проекта ЗВОС" 5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми
участниками проведения ОВОС, представляется заказчиком на рассмотрение
в государственные органы власти, управления и контроля для получения
условий* на дальнейшее проектирование. --------------- * Наряду
с техническими условиями, выданными компетентными органами. 5.2.
Рассмотрение "проекта ЗВОС" осуществляется с позиций оценки предполагаемых
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности. 5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается: (1) в государственных
органах контроля в целях определения: (а) полноты охвата проработанности
вариантов развития намечаемой деятельности в районах возможных площадок;
(б) перечня условий по выполнению нормативных и других требований,
соблюдение которых необходимо при дальнейшем проектировании намечаемой
деятельности на возможных площадках; (в) степени значимости предполагаемых
воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду; (2) в государственных
органах (территориального) управления в целях: (а) полноты охвата
проработанности вариантов развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок; (б) определения принципиальной возможности и
приемлемости предлагаемых вариантов развития намечаемой деятельности,
в зависимости от ранее принятых направлений или сложившихся тенденций
использования территории в целом; (в) перечня условий территориального
развития, выполнение которых необходимо при дальнейшем проектировании
намечаемой деятельности в районах возможных площадок; (г) подготовки
проекта решения государственного органа власти об условиях дальнейшего
проектирования; (3) в органах власти в целях: (а) рассмотрения оценок
и предложений всех заинтересованных сторон (заказчика, государственных
органов контроля и управления) по поводу выдвинутых условий дальнейшего
проектирования на возможных площадках*; ---------------- * Только
в случае наличия существенных разногласий между участвующими сторонами
(заказчиком, государственными органами контроля и управления). (б)
принятия решения о перечне условий*, выполнение которых, как минимум,
необходимо при дальнейшем проектировании на возможных площадках.
---------------- * В перечень условий, выполнение которых необходимо
при дальнейшем проектировании, могут быть включены: (1) существующие
ограничения, связанные: (а) с правовым статусом территории; (б)
с природной и техногенной обстановкой; (2) дополнения к программам
изысканий и исследований, в том числе по моделированию и прогнозированию
процессов и обстановки для компонентов окружающей среды, существенно
затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности на возможных
площадках; (3) решение о нецелесообразности продолжения проведения
последующих процедур ОВОС в связи с выявленной незначимостью предполагаемых
воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду. 6. Разработка
заданий на проектирование, изыскания, исследования Основой заданий
на проектирование, изыскания и исследования являются: 6.1. Принципиальные
проектные решения по возможной реализации намечаемой деятельности
на территории*, рассмотренные в "проекте ЗВОС". ----------------
* В данном случае имеется в виду одна площадка, для которой заказчиком
получены необходимые условия для проектирования. В случае, если
проектирование ведется для нескольких площадок, то все остальные
этапы общей процедуры ОВОС осуществляются для каждой из них. 6.2.
Программы изысканий и исследований для компонентов окружающей среды,
существенно затрагиваемых в случае реализации намечаемой деятельности.
6.3. Перечень условий, сформированных по результатам рассмотрения
"проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.
7. Разработка ЗВОС 7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в
процессе проектирования и предназначенный для: (1) заказчика намечаемой
деятельности; (2) государственных органов власти, управления и контроля;
(3) профессиональных сообществ; (4) экологически ориентированной
общественности; (5) населения региона предполагаемой реализации
намечаемой деятельности. 7.2. Основной целью разработки ЗВОС является
создание "предмета обсуждения" для выявления и фиксации всех возможных
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности, а также для выявления и последующего обсуждения всех
реальных и разумных альтернатив проекту. 7.3. ЗВОС разрабатывается:
(1) на основе "проекта ЗВОС"; (2) по результатам выполненных: (а)
изысканий (инженерно-геологических, гидрогеологических, почвенных,
растительного и животного мира, социологических, историко-культурных
и т.д.); (б) научных исследований; (3) с учетом условий на проектирование,
выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах
власти, управления и контроля. 7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов,
аналогичных "проекту ЗВОС", содержание которых должно быть существенно
расширено, дополнено и конкретизировано по результатам изысканий,
исследований и выполнения условий на проектирование, выдвинутых
при рассмотрении "проекта ЗВОС" в государственных органах власти,
управления и контроля. При этом имеются следующие принципиальные
отличия: (1) не приводится обоснование выбора территориального размещения
намечаемой деятельности; (2) анализируются возможные аварийные ситуации
с позиций их предполагаемых экологических и связанных с ними последствий
и меры по предотвращению, смягчению или ликвидации этих последствий,
а также оценивается (предпочтительно расчетным путем) степень риска
возникновения возможных аварийных ситуаций; (3) приводятся результаты
прогнозирования и моделирования процессов и обстановки для существенно
затрагиваемых компонентов и факторов окружающей среды (согласно
перечню условий на проектирование). 7.5. В соответствии с процедурой
ОВОС "Заявление о воздействии на окружающую среду" представляется
Заказчиком для "Общественных слушаний". 8. Общественные слушания
ЗВОС 8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и проводятся в
целях: (1) информирования заинтересованных сторон о намечаемой деятельности
или разрабатываемом проекте; (2) выявления всех заинтересованных
сторон (общественных экологически значимых позиций); (3) организации
обмена информацией, который может продолжаться на дальнейших стадиях
подготовки и реализации проектных замыслов; (4) выявления и фиксации
всех возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними
последствий; (5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех общественных
позиций) в вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных
экологических и связанных с ними последствий реализации намечаемой
деятельности; (6) корректировка проектных решений по осуществлению
намечаемой деятельности. 8.2. Публичные слушания и обсуждения преимущественно
организуются в районе осуществления намечаемой деятельности (в случаях
ненаселенности выбранной территории - в любом доступном месте по
согласованию со всеми заинтересованными сторонами). 8.3. Для достижения
поставленных целей могут применяться следующие способы работы с
общественностью: (1) публикование проектных предложений в средствах
массовой информации - газеты, радио, телевидение; (2) информационные
листы и бюллетени; (3) опросы общественного мнения; (4) публичные
слушания; (5) официальные встречи представителей заказчика и разработчика
ОВОС с общественностью (народными депутатами, представителями комитетов
самоуправления и т.д.); (6) неформальные встречи с небольшими группами
местных жителей; (7) семинары; (8) совещательные комитеты; (9) оперативные
группы и т.д. 8.4. Общественные слушания включают следующие этапы:
8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях. Общественные слушания ЗВОС
начинаются с уведомления, подразумевающего информирование общества
через средства массовой информации и любым иным документально подтверждаемым
путем по поводу: (а) намечаемой деятельности и (или) разрабатываемом
проекте; (б) сроках и месте публичных слушаний и обсуждений. Информация
на этапе уведомления о слушаниях должна носить самый общий характер.
Основным требованием к уведомлению является охват всех потенциально
заинтересованных сторон, включая: (а) государственные органы власти,
управления и контроля (преимущественно местные); (б) профессиональные
сообщества; (в) экологически ориентированную общественность; (г)
население региона предполагаемого осуществления намечаемой деятельности.
8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС. Представление ЗВОС, в том числе:
(1) проектных предложений; (2) описание состояния окружающей среды
"без проекта"; (3) результатов прогнозирования и моделирования процессов
и обстановки для существенно затрагиваемых компонентов окружающей
среды (согласно перечню условий на проектирование); (4) результатов
анализа возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения
и предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации последствий. 8.4.3.
Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных слушаниях. На публичных слушаниях
обсуждение ЗВОС проводится в соответствии с его содержанием (см.
п.7.4 и п.4.4) и на основе сформированного понимания существующего
состояния окружающей среды и представленного содержания ЗВОС. 8.4.4.
Этап 4. Формирование "Листа замечаний". Заказчик фиксирует, анализирует
и оценивает все замечания заинтересованных сторон по поводу возможных
последствий осуществления намечаемой деятельности с целью отбора
значимых предложений и проводит их классификацию по условиям реализации.
8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний. Если требуется,
заказчик приостанавливает общественные слушания с целью внесения
изменений и дополнений разработчиком в проектные предложения по
результатам их обсуждений и анализа "Листа замечаний" или проведения
дополнительных исследований и изысканий. При этом заказчик осуществляет
поиск взаимоприемлемых решений (для всех общественных позиций) в
вопросах предотвращения или уменьшения отрицательных экологических
и связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности.
8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний. После доработки
проектных материалов, включая меры и мероприятия по компенсации
ущерба от неустранимых экологических и связанных c ими последствий,
возобновляются общественные слушания для выявления других, ранее
непредвиденных последствий. Общественные слушания могут быть вновь
приостановлены до внесения необходимых изменений в проектные решения.
8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата общественных слушаний.
В результате обсуждения ЗВОС и доработки проектных материалов Заказчик
и все заинтересованные стороны формируют для себя понимание возможности
и целесообразности реализации намечаемой деятельности на данной
площадке, исходя из экологических и связанных с ними последствий
ее осуществления, на представленных и зафиксированных условиях.
9. Доработка технико-экономического обоснования строительства объекта
9.1. На основе анализа и оценки своих возможностей по выполнению
условий и требований, выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС,
Заказчик готовит материалы к Акту по выбору площадки осуществления
намечаемой деятельности*. ---------------- * Оформление заказчиком
Акта выбора площадки осуществляется в установленном порядке оценки
воздействия на окружающую среду или если проектные решения на этой
стадии существенно отличаются от принятых в ТЭО. 9.2. Доработка
условий на реализацию намечаемой деятельности, выдвигаемых заинтересованными
сторонами, участвующими в процессе оформления Акта выбора площадки.
В дальнейшем эти условия передаются общественности для контроля
за их выполнением Заказчиком. 9.3. Доработка и оформление ТЭО. 10.
ОВОС при разработке проектов строительства 10.1 При разработке проекта
(рабочего проекта) строительства нового, реконструкции, технического
перевооружения или расширения действующего предприятия, отдельного
цеха или производства ОВОС проводится в тех случаях, когда разработка
ТЭО строительства этих объектов осуществлялась без проведения. 10.2.
ОВОС при разработке проектов строительства новых предприятий, пункт
размещения которых намечен в предплановых документах, проводится
в соответствии с настоящим Руководством. 10.3. ОВОС при разработке
проектов реконструкции, технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или производства проводится
в соответствии с настоящим Руководством за исключением рассмотрения
альтернатив по территориальному размещению объекта. 11. Оформление
результатов проведения ОВОС 11.1. Основные выводы по возможности
осуществления намечаемой деятельности с учетом вероятных экологических
и связанных с ними социальных и экономических последствий ее реализации
излагаются в специальном разделе пояснительной записки к ТЭО или
проекту строительства объекта в виде "Заявления об экологических
последствиях" (ЗЭП), которое должно содержать: (1) список организаций
и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС:
(а) руководитель работ; (б) координатор; (в) специалисты, ответственные
за технические разделы; (г) специалисты, ответственные за экологические
и социальноэкономические разделы. (2) основные результаты исследований,
выполненных на всех этапах проведения ОВОС: (а) цель и необходимость
реализации намечаемой деятельности; (б) технологический анализ проектных
предложений; (в) анализ природных условий территорий и существующей
антропогенной нагрузки; (г) анализ и оценка источников и видов воздействия;
(д) выявление экологически значимых общественных позиций; (е) прогноз
изменений окружающей среды по экологически значимым позициям; (3)
выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных
слушаний ЗВОС; (4) экологические последствия воздействий на окружающую
среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не снятые
проектными решениями; (5) обязательства Заказчика по реализации
мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии
с требованиями экологической безопасности и гарантирующих выполнение
этих обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.
11.2. Все материалы, подготовленные в процессе проведения ОВОС,
оформляются в самостоятельном разделе ТЭО или проекта, который содержит:
(а) "проект ЗВОС" в соответствии с требованиями в разделе 4 настоящей
инструкции; (б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных
органах власти, управления и контроля; (в) программы изысканий и
научных исследований, подготовленных на основании перечня условий
для проектирования, сформированных по результатам рассмотрения "проекта
ЗВОС"; (г) "Заявление о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС)
в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 7 настоящего
Руководства; (д) описание выполнения этапов "Общественных слушаний"
в соответствии с разделом 8 настоящего Руководства; (е) характеристика
мер и мероприятий, предусмотренных в ТЭО, по предотвращению возможных
отрицательных экологических и связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности на данной площадке; (ж) описание мер по
организации мониторинга проекта строительства будущего объекта,
включая участие общественности. 12. Государственная экспертиза ТЭО
и проектов 12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по государственному
заказу, представляются в органы государственной экспертизы. 12.2.
ТЭО и проекты, выполняемые вне государственного заказа, представляются
на экспертизу финансовых органов, осуществляющих финансирование
их разработки и реализации. 12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами
деятельности негосударственных форм собственности, а также по решению
Минэкологии России в отношении объектов государственного заказа
и вне его, представляются заказчиками на государственную экологическую
экспертизу. 12.4. Задачами всех видов экспертиз являются: (а) рассмотрение
ТЭО и проекты только при наличии раздела ОВОС; (б) проверка выполнения
требований процедур ОВОС при обосновании намечаемой деятельности
в соответствии с настоящим Руководством. 12.5 Дополнительными задачами
государственной экологической экспертизы являются: (а) рассмотрение
ТЭО и проектов намечаемой деятельности, могущей привести к значительным
экологическим, экономическим, социальным и другим отрицательным
последствиям ее осуществления независимо от форм собственности по
просьбе заинтересованных сторон; (б) анализ результатов экспертизы
и подготовка предложений по экологическому нормированию осуществления
хозяйственной и иной деятельности на территории; (в) разработка
инструктивно-методической и нормативно-технической документации
по проведению ОВОС. Приложение 1 к Руководству ПЕРЕЧЕНЬ инструктивно-методических
материалов по проведению оценки воздействия на окружающую среду,
утвержденных в отраслях промышленности и согласованных Госкомприродой
СССР по состоянию на 1 января 1992 года 1. Временная инструкция
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при
разработке проектов обустройства морских месторождений углеводородов
(ОВОСнефтегаз). Миннефтегазпром. РД 39-018-90. 2. Временная отраслевая
инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов)
и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих объектов для освоения месторождений углеводородного
сырья (ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным газовым
концерном "Газпром" 17 декабря 1990 года, согласована Госкомприродой
СССР 18 декабря 1990 года. 3. Временная отраслевая инструкция о
порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов (рабочих
проектов) строительства новых, реконструкции, расширения и техническог
о перевооружения действующих металлургических предприятий (ОВОСмет).
Утверждена Минметом СССР 30 мая 1991 года, согласована Госкомприродой
СССР 30 мая 1991 года. 4. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
предприятий по добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром). Утверждена
Государственной ассоциацией "Союзстройматериалов" концерн "Асбест"
18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 18 апреля 1991
года. 5. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения оценки
воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения действующих предприятий
угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена Минуглепромом СССР
31 мая 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 31 мая 1991 года.
6. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого
машиностроения при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства, реконструкции, расширения и
технического перевооружения (ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем
СССР 28 июня 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня
1991 года. 7. Временная отраслевая инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения действующих предприятий
химической и нефтеперерабатывающей промышленности (ОВОСхимпром).
Утверждена Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года, согласована
Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года. 8. Временная отраслевая инструкция
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при
разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (ОВОСлеспром).
Утверждена Минлеспромом СССР 20 марта 1991 года, согласована Госкомприродой
СССР 25 марта 1991 года. 9. Временная инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду проектируемых предприятий
(производств) при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов)
на их строительство (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение)
ВСН 31-91/ОВОСагрохим. Утверждена Государственной агрохимической
ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года. Согласована Минприродой
СССР письмом N 04-18/65-1123 от 25 октября 1991 года. 10. Временные
отраслевые правила (инструкция) о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду при разработке ТЭО (ТЭР) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения железных
дорог и средств транспорта (ОВОСЖТ). 11. Временные требования к
структуре и содержанию раздела ТЭО, проекта строительства атомной
станции: оценка воздействия атомной станции на окружающую среду.
Утверждены Минатомэнергопромом СССР 11 сентября 1990 года. 12. Методические
указания по эколого-экономической оценке воздействия на окружающую
среду объектов гражданской авиации. Утверждены Министерством гражданской
авиации 20 ноября 1991 года. 13. Временная отраслевая инструкция
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения
тепловых электрических станций. Согласована Управлением экологических
нормативов и методического обеспечения Государственной экологической
экспертизы Минприроды РСФСР 20 декабря 1991 года. Приложение 2 к
Руководству ПЕРЕЧЕНЬ видов хозяйственной деятельности, для которых
ОВОС проводится в полном объеме* ---------------- * Добавление 1
к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте. Составлено в Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 года.
1. Нефтеочистительные заводы (за исключением предприятий, производящих
только смазочные материалы из сырой нефти) и установки для газификации
и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500
тонн или более в день. 2. Тепловые электростанции и другие установки
для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или более, а также
атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами
(за исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки). 3.
Установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения
ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или
сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. 4. Крупные
установки для доменного и мартеновского производства и предприятия
цветной металлургии. 5. Установки для извлечения асбеста и переработки
и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов: в отношении
асбестоцементных продуктов - с годовым производством более 20000
тонн готовой продукции; в отношении фрикционных материалов - с годовым
производством более 50 тонн готовой продукции; и в отношении других
видов применения асбеста - с использованием более 200 тонн в год.
6. Химические комбинаты. 7. Строительство автомагистралей, скоростных
дорог*, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов
с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
----------------
Инженерно-геологические изыскания, экологические и геодезические
работы, гидрогеологические исследования GEOCOMPLEX, 105005, г.Москва, ул.
Малая Почтовая, д. 2/2, тел.(495) 726-00-86